Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко направили в Министерство образования и науки РФ собственное заключение по итогам анализа новой версии федеральных государственных образовательных стандартов для начального и среднего общего образования. В документе авторы делают анализ нового проекта ФГОС, которые уже вторую неделю вызывают самые острые дискуссии в профессиональном сообществе. Авторы заключения приходят к выводу о том, что «в целом историческое содержание проекта стандарта больше напоминает справочник, при недостатке системообразующих идей», поскольку «проведенное наполнение стандарта темами «для прохождения» смещает фокус внимания с результата (обученности) на процесс (что проходят)», а «избыточность предложенного материала создает риски перегрузки детей, отказа от предметов по выбору и углубленного изучения», «новый подход отодвигает на периферию навыки 21 века (метапредметные навыки), которые особо важны для жизненного успеха школьников», и к тому же, по оценкам авторов заключения, «предложенная трансформация стандартов не позволяет выполнить поручения Президента, направленные на актуализацию содержания образования» – пишет “Учительская Газета”.
Напомним, ректор Кузьминов считает что проект ФГОС нуждается в доработке. Ранее он уже направлял письмо на имя министра образования и науки Ольге Васильевой. Кузьминов отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, в частности, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. В проекте нового стандарта, в главе, касающейся оценки результатов, министерство заменило словосочетание «планируемые результаты», которые включают в себя и предметные, и метапредметные результаты, на «предметные результаты». «Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня подлежащих оценке?» — уточняет ректор.