Ударными темпами идет в Балакове строительство дорог, за что честь и хвала главе БМР и заезжим гастарбайтерам, возглавляемым вольским кланом дорожников-предпринимателей Киракосянов.
Вот только о закулисной проблематике этого строительства известно далеко не всем. Да и о качестве дорожного ремонта объективно можно будет судить лишь по прошествии времени…
ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ?
Гагика Киракосяна – сына олигарха вольского разлива Арарата Киракосяна – и их дорожно-строительную фирму «Автотрасса» в Балаково привлек сам глава АБМР. Свой выбор Иван Васильевич объяснил большим опытом этого предприятия в деле ремонта дорог и высоким качеством выполняемых работ. На этом простом и понятном основании около полутора лет назад в районе старой пристани, в черте города(!), чуть было не появился асфальтовый заводик Киракосяна.
Вот только местные жители своевременно воспротивились строительству промышленного предприятия, и заводик построили за пределами Балакова, так и не ответив на вопрос общественности: зачем городу пятый асфальтовый завод? Вопреки народному недоумению, заводик Киракосяна заработал, поговаривают, даже без проекта ПДВ – предельно-допустимых выбросов. А главным шагом по внедрению вольского бизнеса на балаковскую территорию стали конкурсы на проведение дорожных работ.
Администрация БМР прописала в них такие драконовские условия, которые вышибли из участия в них всех местных представителей малого и среднего бизнеса. Вот что думает по этому поводу директор ООО «Энерготопливная компания» Вячеслав ШУРЫГИН:
– Конкурсные условия заведомо лишили балаковских предпринимателей шансов на участие и победу, – считает Вячеслав Сергеевич, – прописывая их под Киракосяна, Чепрасов не считался с законодательством и не экономил бюджетные средства.
Во-первых, заявленные суммы в 106 и 40 миллионов на производимые ремонтные работы непосильны в освоении для предприятий малого и среднего бизнеса. Чепрасов стал своего рода рекордсменом, ведь это самый большой лот в Приволжском федеральном округе, хотя, согласно нормам 44 закона «О госзакупках», суммы лотов не должны превышать 20 миллионов.
Второе конкурсное условие, ставшее уловкой, чтобы стопроцентно устранить неугодных власти конкурентов «Автотрассы», это трехлетняя рассрочка за выполненные контракты. Между тем есть подозрение, что с Киракосяном администрация расплатится в полном объеме уже в этом году, и ждать обещанного три года ему не придется. И третье, конкурсная документация была представлена с откровенно завышенным коэффициентом, чтобы угодное Чепрасову предприятие получило максимальную прибыль.
Кстати, налоги с прибыли ООО «Автотрасса» поступят отнюдь не в балаковский, а в вольский бюджет. А это, между прочим, около 50 миллионов рублей. Есть о чем задуматься…
ПОЛИТИКА ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ
Вывод о том, что балаковские дорожники неугодны районной власти, Шурыгин сделал не на ровном месте. На сегодняшний день его предприятие пребывает в состоянии холодной войны с администрацией БМР. Районная власть загнала предпринимателей в суды за якобы некачественно выполненные работы по ремонту дорог, хотя, принимая объекты, саратовские эксперты выдали заключение о соответствии качества работ предъявляемым техническим требованиям.
– Для Чепрасова судебные разбирательства с нашим предприятием – это всего лишь еще один способ задавить наш бизнес, – убежден директор «Энерготопливной компании», – в угоду своим личным амбициям, прикрытым якобы народными интересами, глава АБМР не стесняется использовать местную казну, он отвлек и фактически заморозил свыше 10 миллионов бюджетных рублей в качестве обеспечения иска. Кроме того, с подачи Чепрасова нас давят всевозможными природоохранными проверками, при этом претензии, предъявляемые администрацией к нашей деятельности, почему-то не работают в отношении угодных Ивану Васильевичу предприятий. Политика двойных стандартов в действии!
Дефекты уложенного предприятием-ответчиком дорожного полотна, выявленные администрацией БМР на стадии эксплуатации и ставшие поводом выдвинуть исковые требования, по мнению директора «Энерготопливной компании», вполне могли возникнуть в ходе некачественного обслуживания дорог службами УДХБ, которые, кстати, занимались этой деятельностью в обход закона.
У судебных историй, вершащихся между АБМР и «Энерготопливной компанией», есть и обратная сторона. Предъявляя претензии к балаковским дорожникам, свои собственные прошлогодние обязательства по оплате их труда районная администрация до сих пор не выполнила и теперь уже по решению суда будет обязана выплатить «Энерготопливной компании» 10 миллионов 38 тысяч 379 рублей 94 копейки плюс судебные расходы. Это те самые деньги, которые работники предприятия недополучили за свой труд в прошлом году.
– Своими действиями районная администрация, вопреки установкам президента Путина на содействие развитию малого и среднего бизнеса, давит не только предпринимателей, но еще и простых балаковских работяг, делая их безработными, поскольку вместо них теперь трудятся гастарбайтеры ООО «Автотрасса», – продолжает разговор Вячеслав Шурыгин. – А местные специалисты, всю жизнь проработавшие в сфере дорожного строительства, вынуждены менять профессию или уезжать на заработки в Москву. К примеру, только наше предприятие из сотни постоянных рабочих потеряло половину, а ведь мы не единственные в городе конкуренты «Автотрассы».
ОПЫТ – СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ
А теперь рассмотрим повнимательней версию главы АБМР о большом опыте и высоком качестве работ ООО «Автотрасса». Что ж, опыт у предприятия Киракосяна действительно есть, с этим не поспоришь. А вот высокое качество дорог, которые строит сын вольского олигарха, тема спорная.
Если Гагик Араратович и научился строить дороги, то случилось это не так давно. Еще в недалеком, памятном для вольчан «бездорожном» прошлом, семейное предприятие Арарата Киракосяна «Аист-99», родившее впоследствии «Автотрассу», славилось как раз отвратительным качеством ремонтных работ дорожного полотна. Вольские и даже региональные СМИ неоднократно публиковали статьи о деятельности киракосяновцев, основанной на технологии укладки асфальта в лужи, подкрепляя слова убедительными фотофактами.
Схема ремонта была простой. По заказу вольской администрации «семейный подряд» Киракосяна строил дороги и в дождь, и в снег. К визиту vip-персон областного и федерального значения темпы строительства всякий раз многократно наращивались. Однако «скорострой» этот вскоре разваливался. И спустя еще некоторое время дороги снова ремонтировались на бюджетные же деньги все теми же киракосяновцами. Клан вольского олигарха и наемные гастарбайтеры всегда были при работе, а Вольск – хронически без дорог. Но балаковцы вольских газет не читают, да и вникать в суть дорожных проблем соседнего района, когда сами по ямам и ухабам разъезжают, им, понятно, недосуг. А посему можно уверенно рассказывать жителям БМР о социальной ответственности Гагика Араратовича и его папы и о высококачественной деятельности их предприятия, что и делает Иван Васильевич.
Справедливости ради можем предположить, что дорожный магнат Арарат Киракосян, сын его Гагик и их дорожная команда действительно научились строить нормальные дороги – как говорится, при желании можно и зайца выучить курить. Однако заметим, что впервые реальный кредит доверия, право на «обучение» и моральную поддержку этот клан дорожников получил именно от Ивана Васильевича Чепрасова, бывшего тогда главой администрации Вольского района.
Впоследствии свое доброе отношение к «социально ответственному бизнесу» Киракосянов Иван Васильевич передал по наследству следующему главе администрации Вольского района. Так и выбились владельцы «Автотрассы» в «профессионалы высокого класса». И все это, возможно, неплохо. Вот только возникает резонный вопрос: почему же, будучи главой администрации БМР, Иван Васильевич не дал шанса местным предпринимателям научиться строить дороги и примкнуть к так называемому социально ответственному бизнесу? Зачем Гагика в Балаково тянуть, да еще и делать его своего рода монополистом дорожного строительства?
Социальная ответственность бизнеса Киракосянов, по заявлениям вольских чиновников в прессе, заключается в том, что глава клана Арарат Гарникович якобы внес в обустройство и социально-экономическое развитие соседнего района десятки миллионов благотворительных рублей, чем и снискал уважение представителей власти и народа. Однако было бы странно, много лет получая подпитку из казны разного уровня, не найти возможности «отблагодарить» вольскую власть своими социально ответственными деяниями.
Правда, вольчане всегда придерживались иного от чиновников мнения. И отнюдь не из зависти или по национальному признаку, как это любят трактовать Киракосян и его заступники. Просто люди всегда прекрасно понимали, какими способами обогащался Арарат Гарникович. К тому же, в «Аисте» и «Автотрассе» всегда трудились исключительно гастарбайтеры, тогда как вольчане массово сидели без работы.
Да и что скрывать, копая и латая ямы за казенный счет, Киракосяны не столько в вольскую, сколько в свою семейную экономику неплохо вложились. Не станем ворошить прошлое и вспоминать сомнительные аукционы вокруг муниципальной недвижимости Вольского района с участием Арарата Гарниковича и прочие подозрительные финансово-имущественные схемы. Спишем все свои знания и версии на то, что времена были смутные, когда бизнес в стране строился по принципу «кто успел, тот и съел». Скажем лишь, что Киракосян успел.
Насколько нам известно, кроме дорожных работ, в том числе на трассах федерального значения, Киракосяны занимаются в Вольском районе торговлей, строительством, сельским хозяйством, владеют всевозможной недвижимостью и даже турбазой на волжском берегу. Сейчас социально ответственный клан осваивает балаковские территории.
И, похоже, история повторяется. Монополия на дорожное строительство Киракосянами фактически захвачена, заводик работает, земля у старой пристани арендована, и, поговаривают, что и на всем известное кафе «Бриг» они всерьез глаз положили. По традиционной же киракосяновской схеме асфальт в Балакове укладывают заезжие гастарбайтеры. Каким окажется качество выполненных гостями Балакова работ, большой вопрос. Но вот налогов от их деятельности, как уже было сказано, местный бюджет точно не увидит. И еще. Есть информация, что ООО «Автотрасса» уже не справляется с объемом взятых на себя обязательств. В частности, выполнять ремонтные работы, устраняя последствия деятельности ВоТГК, предприятие Гагика Киракосяна откровенно не успевает. Вот и остаются раскуроченными территории у домов по Степной; дома 31 по проспекту Героев; 140а по улице Бр. Захаровых. Раскурочена разделительная полоса на Вокзальной улице.
Не успела «Автотрасса» в контрактный срок до 1 сентября положить асфальт на улице Комарова. И все это только часть списка. А между тем дожди уже начались. Что будут делать Киракосяны? Вспомнят молодость и начнут асфальт в лужи укладывать?
Посмотрим, чем дело кончится. Но не получится ли, что, развалив местный бизнес в угоду интересам Киракосянов, районная власть в итоге оставит балаковцев не только с дырами в бюджете, но и с ямами вокруг их домов? Киракосяны и их друзья соберут вершки, а балаковцам достанутся корешки?
ОСОБОЕ МНЕНИЕ:
Наталья КАРАМАН, юрист, представитель правозащитной организации «ЗАЩИТА»:
– Районная администрация во главе с Чепрасовым давит местный бизнес по всем направлениям, в том числе и в сфере ремонта и содержания дорог. В нашем городе и районе не создаются условия для нормального ведения и развития бизнеса в условиях честной конкурентной борьбы. На сегодняшний день имеется решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о том, что выполнение дорожных работ для муниципальных нужд без конкурсных процедур определения подрядчика является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Действующая районная власть причинила ущерб бюджету незаконно субсидировав деятельность по содержанию дорог МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» и МКУП «БалАвтоДор» в прошлом году на сумму свыше 11 миллионов рублей, а в текущем – на сумму 98,5 миллиона рублей. И это серьезный повод для правоохранительных органов провести проверку законности использования бюджетных средств.
Источник: http://sutynews.ru